RUSSIA.TRAVEL

Новости по теме




Автотуризм

 

Автомобильно-водный маршрут по боевым местам Второй мировой войны

 

Маршрут ориентирован на туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Псковской области и Беларуси. Непосредственно в место старта – в село Усть-Долыссы – можно удобно добраться на собственном автомобиле по отлично отремонтированным трассам М20 (Р-23) «Псков» и М9 «Балтия», а также доехать на прямом рейсовом автобусе из обеих российских столиц или воспользоваться регулярным железнодорожным сообщением (до станций Невель, Новосокольники и Великие Луки, далее такси).

Перед прохождением маршрута здесь можно получить благословение батюшки в православном Храме Владимира Равноапостольного. Отец Владимир, настоятель храма, входил в инициативную группу по созданию данного маршрута и сам участвовал в его пробном прохождении и очистке от мусора.

Мемориал в память советских воинов, с. Усть-Долыссы, Невельский район Псковской области

 

Туристический маршрут начинается в Усть-Долыссах с посещения мемориала в память советских воинов. Часть могил здесь совсем свежая - поисковый отряд города Невель «Патриот 60» находит в этом районе все новые останки солдат второй мировой. В этом месте хоронят только советских солдат. С лета 1941 и до начала 1944 года на запад от этого места шли кровопролитные бои.

Энтузиасты могут посетить точное место одного из боев, длившегося 13 зимних дней, обозначенное памятным знаком недалеко от деревни Демешково (расположена на запад от Усть-Долысс, лучше сделать это с местным сопровождающим, к примеру, пригласив представителя отеля "Гнездо аиста").

 

Усть-Долыссы

 

17 декабря 1943 года 328-й танковый батальон 118-й танковой бригады пошёл в очередную атаку — на деревню Демешково Невельского района. Из 16 танков батальона в атаке сгорели 6, 3 были подбиты, ещё 3 вышли из строя по техническим причинам, и один — командира взвода лейтенанта Степана Ткаченко — пропал без вести.

Танк Ткаченко завяз в болоте у позиций немцев. Бросить работоспособный танк экипаж не мог, уничтожить его немцы тоже не могли, так как сразу оказывались под огнём танкистов. В результате Т-34 с двумя военными – украинцем Виктором Чернышенко и русским Алексеем Соколовым с боеприпасами, но практические без еды, держался 13 суток, пока не подошли свои.

Храм Владимира Равноапостольского в Усть-Долыссах Невельского района Псковской области

 

«Эти бои в осаде слились в моей памяти в один бесконечный бой, - вспоминал Чернышенко. - Я не могу даже отличить один день от другого. Фашисты пытались подойти к нам с разных сторон, группами и в одиночку, в разное время суток. Нам приходилось все время быть начеку. Спали урывками, поочерёдно. Мучил голод, металл жёг руки. Лишь работая у орудия и пулемёта, немного согревались. Но ещё тяжелее был голод. Как ни растягивали мы жалкие запасы продовольствия, его хватило лишь на несколько суток. Мы оба сильно ослабели, особенно Соколов, получивший серьёзное ранение...». 29 декабря танкисты израсходовали последний снаряд; в последнем магазине башенного ДТ патроны тоже кончились. Всё, что у них осталось — один из штатных «папаш» и пара десятков гранат, бросать которые сил уже не оставалось.

«На следующий день наступление наших увенчалось успехом, деревня Демешково была взята. Чернышенко был в сознании и смог это понять. Вот только завязший в лощине танк наши сгоряча не заметили. Последним усилием Виктор выкатил лимонку из мехводовского люка; взрыв привлёк внимание своих.» Танкистов вытащили из окружённого горой из немецких трупов танка и отправили в медсанбат. Соколов умер в госпитале, Чернышенко с частично ампутированными ногами (половины стоп) прожил до 1997 года.

(Источник: "13 дней из жизни одного Т-34" 28.05.13 http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1628/)

 

Трасса Санкт-Петербург - Киев

 

Далее туристический маршрут проходит по автомобильному переезду от Усть-Долысс до Невеля. Эта дорога (сегодня М20/Р-23, часть европейского маршрута Е 95) соединяла в годы Великой Отечественной войны крупнейшие советские города Ленинград и Киев. В связи с ее важным стратегическим значением противоборствующие стороны вели здесь активные боевые действия, поддерживаемые авиацией. В населенных пунктах дислоцировались немецкие войска, в лесах скрывались партизаны.

Увы, большинства окрестных деревень, окружающих трассу и упоминаемых в сводках боевых действий Второй мировой, сегодня более не существует. В Невельском районе за годы фашистской оккупации стерто с лица земли 153 деревни. За послевоенные годы население района сократилось еще вдвое.

 

Невель

 

Следующий пункт маршрута - Невель – важный транспортный узел как сегодня, так и в 1940-х. Здесь проходят две железнодорожные ветки, пересекаются крупные автомобильные дороги. Город находится практически в центре Европы – всего лишь примерно в 100 км от географического центра континента.

Мемориал при въезде в Невель, посвященный битве, в результате которой в 1941 году город был захвачен фашистскими захватчиками

 

При въезде в Невель, на пригорке, расположен мемориал, посвященные кровопролитной битве, в результате которой город был в 1941 году захвачен фашистами.

В царской России в Невеле находилось еврейское местечко (местечко – тип населенного пункта за чертой оседлости, в котором, в отличии городов и сел, могли проживать евреи). Раньше "в маленьком советском городе мирно сосуществовали люди различных национальностей и вероисповедания: поляки и белорусы, русские и евреи, немцы и литовцы, православные церкви соседствовали с костелами, синагоги и кирхи стояли рядом.» (Источник: 12.05.16 http://nevel.me/news/857-holokost-v-nevele.html).

В 1941 году фашистами недалеко от города, у места, называемого Голубой дачей, было расстреляно около 2000 невельских евреев, в том числе детей, женщин и стариков.

Немецкая оккупация города Невеля продолжалась с июля 1941 года по октябрь 1943 года. 6-10 октября 1943 года в ходе Невельской операции Калининского фронта город был освобожден от фашистских захватчиков. Город, потерявший в ту войну около половины своего населения и принявший тысячи солдат разных национальностей, многие из которых остались здесь навечно, хранит память о тех трагических событиях. 9 Мая здесь, наверное, самый почитаемый праздник, когда перекрываются главные улицы города, на них выходят многочисленные жители и приезжают люди из других городов и стран.

Зажжение Огня памяти 8 мая 2017 года в городе Невель

 

Одна из улиц города названа именем Маншук Маметовой. У дома 12 расположен памятник этой казахской пулеметчице. Уроженка Казахской АССР, пулемётчица 100-й отдельной стрелковой бригады Калининского фронта, стала первой казахской женщиной, которой было присвоено звание Герой Советского Союза. На той же улице у дома №1 стоит танк ИС-2 (название произошло от Иосиф Сталин), который был привезен после войны из соседней Белоруссии. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских и союзных серийных танков периода войны.

Мемориал Великой Отечественной войны в городе Невель на улице Ленина, 9 мая 2017 года

 

Слева от танка на мемориале ежегодно перед 9 Мая зажигается огонь памяти.

На улице Ленина, напротив центрального городского парка, в самом центре Невеля расположен Мемориал Великой Отечественной войны. Здесь собираются жители и власти города на самые важные городские мероприятия.

На мемориалах города, которых довольно много, можно увидеть памятные доски с сотнями имен погибших и похороненных здесь советских военнослужащих.  

Для продолжения путешествия нужно воспользоваться автомобильной дорогой на Великие Луки и добраться до деревни Полибино (Великолукский район).

 

Полибино

 

Место это известно мемориальным музеем-усадьбой Софьи Ковалевской, первой в России и в Северной Европе женщины-профессора и первой в мире женщины — профессора математики. Здесь в 14-летняя будущая ученая была влюблена в Федора Достоевского, который был старше ее почти на 30 лет. После революции 1917 года усадьбу разграбили крестьяне. Потом там обосновалась трудовая колония, далее школа, а после войны и вплоть до 1998 года располагался детский дом. В 1998 году был открыт музей, которые желающие смогут посетить во время прохождения маршрута.

Музей-усадьба Софьи Ковалевской в Полибино

 

В годы Великой Отечественной войны в усадьбе в Полибино дислоцировался немецкий военный госпиталь. Следы этого снаружи здания найти неподготовленному туристу вряд ли удастся. Местные жители уверяют, что захоронения умерших в госпитале немецких солдат могут находиться прямо у господского дома. Но вы не найдете здесь нет ни одного упоминания об этом или памятной доски, как и на большинстве могил фашистских захватчиков в Невельском районе.

 

Ловать

 

Далее туристический маршрут продолжается переездом в деревню Клевники к руслу реки Ловать. Эта река протекает по России и Беларуси, ниже по течению - через город Великие Луки. Ранее она была более полноводной и, по мнению некоторых историков, являлась частью известного Пути «Из варяг в греки» - торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией.

Река Ловать в Невельском районе Псковской области России

 

Здесь туристический маршрут проходит непосредственно по реке. Возможен сплав на лодках на веслах или с мотором. Течение здесь умеренное, ветра благодаря лесным берегам практически не вызывают образование волн, но глубина реки может достигать нескольких метров. С опытными инструкторами прохождение маршрута от Клевников до Полибинского моста не представит особых сложностей для туристов любого возраста. Для более подготовленных путешественников может быть интересен участок реки далее по течению – там есть многочисленные пороги и любимый местными жителями подвесной мост.

Сплав по Ловати на веслах в Невельском районе Псковской области в мае 2017 года

 

Во время Второй мировой немецкие войска занимали позиции выше по реке в селе Бекезы (ныне не существует, ближайшая жилая деревня Стуканы). Это расположение позволяло полностью контролировать дорогу из Великих Лук в Невель. Выбить противника с этих позиций советским частям долгое время не удавалось. Место, где находилась в 1943 плотина, возведенная советскими военнослужащими.

Место, где находилась в 1943 плотина, возведенная советскими военнослужащими

 

Осенью 1943 года была разработана уникальная операция. На русле реки Ловать было найдено узкое место с высокими берегами между Клевниками и впадением Балаздыни, где была устроена временная плотина высотой порядка 5 метров. Это позволило значительно поднять уровень воды в Ловати и затопить Бекезы вместе с немецкими позициями.  Долгожданный контроль над автомобильной дорогой был получен. Это сыграло важнейшую роль в освобождении Невеля, который в результате был занят советскими войсками неожиданно для немцев, в кратчайшие сроки и с наименьшими потерями.

Позднее плотина была разобрана, но и сейчас знающие люди без труда находят ее следы – наваленные камни по двум берегам Ловати. Непосредственно с реки видны лишь немногочисленные наваленные камни на месте плотины. Но если подняться здесь на берег, можно найти более значительные остатки сооружения.

На берегу Ловати у старого моста (который не знающему человеку даже и не заметить) расположена оборудованная площадка для пикников. В послевоенное советское время здесь проходили молодежные слеты и зажигались пионерские костры. Это место прекрасно подойдет для организации пикника на свежем воздухе во время прохождения маршрута.

Для прохождения водной части маршрута рекомендуется пригласить опытного местного путешественника, например, из мотеля "Гнездо аиста" http://gostevoyhouse.ru ). Это упростит поиск памятных мест на реке, которые при первом посещении обнаружить довольно сложно.

 

Ступинская высота

 

Заканчивается этот маршрут на Ступинской высоте – крупным укрепрайоном немецких войск. Танк Т-34 на Ступинской высоте

Танк Т-34 на Ступинской высоте

 

«Вместе с Мартьяновским (Пореченским) узлом сопротивления во время войны она составляла сильно укрепленную систему немецкой обороны, прикрывавшую железную и шоссейную дороги, идущие на Невель, Великие Луки и Велиж. В системе обороны было 3 километра траншей и ходов сообщения полного профиля, связывающих Ступинскую высоту с ближайшими высотами, десятки дзотов со многими рядами проволочных заграждений и минных полей. Это был бастион, контролирующий на многие километры всю прилегающую местность.» (Источник http://culture.pskov.ru/ru/objects/object/140 )

Здесь в 1942 году, в том числе на минных полях, погибло более двух тысяч советских солдат. За мемориальным комплексом, где многие из них похоронены и к которому традиционно приезжают молодожены для возложения цветов, активные туристы смогут обнаружить остатки оборонительных сооружений. В 2001 году здесь установлен легендарный танк Т-34.

Источник: NEVEL.XYZ


Портал Культура.рф

Яндекс.Метрика
Copyright © Администрация Псковской области, 2007 — 2017
«InformProject»endesign